Предлагаю вам рекомендации из методической копилки Луганской областной универсальной научной библиотека им. М.Горького: "Технологии Web 2.0 в библиотеках". Социальные
сети, микроблоги, мгновенные сообщения, rss, потоковое мультимедиа в
библиотеках.Основные возможности, практические советы, примеры использования, полезные материалы.
"Технологии Web 2.0 в библиотеках" |
Луганская областная универсальная научная библиотека им. М.Горького
Отдел научного анализа и развития библиотек Региональный тренинговый центр Луганское областное отделение Украинской библиотечной ассоциации
ТЕХНОЛОГИИ WEB 2.0
В БИБЛИОТЕКАХ
Рекомендации,
полезная информация ссылки
Рекомендации подготовлены по материалам сети Интернет и библиотечной блогосферы и рассчитаны на профессионалов и пользователей библиотек, студентов и преподавателей библиотечных отделений вузов.
В условиях быстрого развития информационных технологий, появления электронного правительства, а также повышающимся уровнем компьютеризации библиотек всё более актуальным становится применение ими в своей практике технологий Web 2.0.
Данные рекомендации призваны помочь библиотекарям в освоении и правильном применении технологий Web 2.0.
Перед началом использования данных технологий в библиотеке необходимо чётко понимать, что для этого потребуется как дополнительное время, так и усилия. Поэтому введение их в практику библиотеки должно сопровождаться либо введением соответствующих обязанностей в должностную инструкцию, либо самостоятельной инициативой сотрудников.
Желательно, чтобы у библиотекарей уже был опыт работы с данными сервисами. В случае, если таковой отсутствует, будет желательным его наработка - самостоятельная или с помощью обучения. В том случае, если пользователи библиотеки не знакомы с данными сервисами, их также можно обучить, продемонстрировав все их достоинства и удобство, которые они несут при пользовании услугами библиотеки.
Рекомендации не претендуют на исчерпывающую полноту информации, т. к. описать все способы применения технологий Web 2.0 в библиотеках не представляется возможным. Здесь описаны лишь основные, базовые сервисы и возможности их применения.
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ В БИБЛИОТЕКАХ
Социальная сеть — это интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети. Сайт представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединенных общим интересом. К ним относятся и тематические форумы, особенно отраслевые, которые активно развиваются в последнее время.Связь осуществляется посредством веб сервиса, внутренней почты или мгновенного обмена сообщениями. Также бывают социальные сети для поиска не только людей по интересам, но и самих объектов этих интересов: веб-сайтов, прослушиваемой музыки и т.п. В таких сетях обычно используется фолксономия. Популярные социальные сети: Вконтакте (http://vkontakte.ru ). Facebook (http://facebook.com) . Одноклассники (http://odnoklassniki.ru) . Мой Мир (http://my.mail.ru) . MySpace (http://myspace.com) . Основные возможности применения в практике библиотек: · Поиск и подбор персонала. · Общение с пользователями реальными и потенциальными. · Профессиональное общение и профессиональное развитие. · Методическая помощь. · Организация и проведение конференций, семинаров, тренингов. · Маркетинговая деятельность (привлечение новых пользователей, маркетинговые исследования). · Электронные выставки. · Путеводители и руководства (видео, аудио). · Информирование о новых поступлениях. · Публикация новостей и анонсов мероприятий. · Фото и видео отчёты. · Профильные приложения (доступ к ЭК). · Таргетированная реклама. · Размещение тендеров. Практические советы: · Ваш профиль должен быть максимально полным. · Выберите подходящий и запоминающийся URL, если такое возможно (например, http://vkontakte.ru/biblioteka). · Официальный представитель библиотеки обязательно должен быть среди администрации группы, если такая создана, и быть постоянно на связи. · Будьте активны, дружелюбны и коммуникабельны. · Проверяйте все свои публикации и сообщения на наличие ошибок. · Будьте полезны. · Время от времени создавайте тематический развлекательный контент. · Не пишите обезличенные шаблонные сообщения, старайтесь использовать имя получателя. · Соблюдайте авторские права. · Старайтесь быть участливыми и активными. «Друзья», никак себя не проявляющие, никому не нужны. · Избегайте конфликтов. · Не размещайте фотографии и личные данные других лиц, без их согласия. Примеры использования: · Сообщество РГБ на Facebook (http://www.facebook.com/Leninka.ru) . · Сообщество РНБ в Одноклассниках (http://www.odnoklassniki.ru/community/6095940171) . · Группа библиотеки искусств им. А.П. Боголюбова ВКонтакте (http://vkontakte.ru/club4823460) . · Группа Российской государственной библиотеки для молодёжи ВКонтакте (http://vkontakte.ru/club10429260) . · Группа Республиканской детской библиотеки Марий Эл ВКонтакте (http://vkontakte.ru/club17039877) . · Библиотечная социальная сеть ГПНТБ (http://social.gpntb.ru/) . Полезные материалы: · Как создать группу в Вконтакте? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://akak.ru/recipes/2158-kak-sozdat-gruppu-v-vkontakte · Как сделать хорошую и качественную группу Вконтакте? [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://akak.ru/recipes/6184-kak-sdelat-horoshuyu-i-kachestvennuyu-gruppu-vkontakte · Как создать группу Вконтакте [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rasta-blog.ru/smo/11-kak-sozdat-gryppy-vkontakte · Как создать группу в Facebook [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fbfon.com/faq/kak-sozdat-gruppu-v-facebook.html
МИКРОБЛОГИ В БИБЛИОТЕКАХ
Микроблогинг (англ. micro-blogging) — это форма блогинга, которая позволяет пользователям писать короткие заметки и публиковать их; каждое такое сообщение может быть просмотрено и прокомментировано в режиме чата либо кем угодно, либо ограниченной группой лиц, которые могут быть выбраны пользователем. Эти сообщения могут быть переданы различными способами, включая такие, как текстовые сообщения, мгновенные сообщения, электронная почта, или web-интерфейс.Популярные сервисы: Твиттер (http://twitter.com) . Микроблоги QIP (http://mblogi.qip.ru/) . Жужужу (http://www.jujuju.ru) . Juick (http://juick.com/) . Рутвит (http://rutvit.ru/) . Основные возможности применения в практике библиотек: · Публикация новостей библиотеки. · Обзоры и анонсы библиотечных мероприятий. · Новинки фондов и услуг. · Короткие советы по пользованию как библиотекой в целом, так и отдельными её частями: каталогами, картотеками, платными услугами, сайтом. · Публикация ссылок на интересные статьи о библиотеках, книгах или информационной грамотности. · Ответы на вопросы пользователей. · Публикация информация о видных деятелях по профилю библиотеки. Советы: · Укажите в настройках аккаунта название библиотеки и ссылку на сайт. В поле «О вас» укажите имена пишущих в Твиттер библиотекарей. · Используйте Твиттер как инструмент для общения, а не вещания. Отвечайте на личные сообщения и упоминания (@ваш_аккаунт). · Регулярно выполняйте поиск по Твиттеру на предмет упоминаний. Не игнорируйте разговоры, которые ведутся о вашей библиотеке. · Читайте тех, кто читает вас. Когда кто-то читает вас, это признак того, что он заинтересован в общении с вами; когда в ответ вы становитесь его читателем, вы проявляете взаимный интерес и создаете очень важную связь с вашим сообществом. Дополнительным преимуществом этого является возможность обмениваться мгновенными сообщениями между теми пользователями, кто является читателями друг друга. · Пишите в Твиттер приблизительно от 1 до 5-6 раз в день. Не стоит делать как длительных пауз, так и перегружать читателей большим количеством постов. · Задавайте вопросы и получайте отзывы. Не забывайте следить за сообщениями с ответами и результатами. Примеры использования: Красноярская ГУНБ (http://twitter.com/#!/kraevushka) . Оршанская библиотека (http://twitter.com/#!/biblioorshanka) . Российская государственная библиотека для молодежи. http://twitter.com/#!/rgub . ТОГУК Тамбовская областная универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина (http://twitter.com/#!/tambovlib) . Архангельская областная научная библиотека имени Н.А.Добролюбова (http://twitter.com/#!/Dobrolubovka). Полезные материалы: Жуковский, С. Как работать с Twitter? Часть №1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=nJa3iaNrpbk Жуковский, С. Как работать с Twitter? Часть №2 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=yNvdrN_l6kg Жуковский, С. Как работать с Twitter? Часть №3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=VkPinmwrzNw Жуковский, С. Как работать с Twitter? Часть №4 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=vHwCVLR0TZ8
МГНОВЕННЫЕ СООБЩЕНИЯ В БИБЛИОТЕКАХ
Средство мгновенного обмена сообщениями (англ. Instantmessenger, IM) — способ обмена сообщениями через Интернет в реальном времени через службы мгновенных сообщений (InstantMessagingService, IMS), используя программы-клиенты. Могут передаваться текстовые сообщения, звуковые сигналы, изображения, видео, а также производиться такие действия, как совместное рисование или игры. Многие из таких программ могут применяться для организации групповых текстовых чатов или видеоконференций.Популярные протоколы:
Популярные клиенты:
Основные возможности применения в практике библиотек:
Советы:
Примеры использования: Полезные материалы:
RSS В БИБЛИОТЕКАХ
RSS — семейство XML-форматов, предназначенных для описания лент новостей, анонсов статей, изменений в блогах и т. п. Информация из различных источников, представленная в формате RSS, может быть собрана, обработана и представлена пользователю в удобном для него виде специальными программами-агрегаторами.Популярные сервисы:
Советы:
Примеры использования:
Полезные материалы:
БЛОГИ В БИБЛИОТЕКАХ
Блог (англ. blog, от weblog — интернет-журнал событий, интернет-дневник) — веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения илимультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи вре́менной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в комментарии к блогозаписи или своих блогах).Людей, ведущих блог, называют бло́герами. Совокупность всех блогов Сети принято называть блогосферой. Для блогов характерна возможность публикации отзывов (комментариев, «комментов») посетителями. Она делает блоги средой сетевого общения, имеющей ряд преимуществ перед электронной почтой, группами новостей, веб-форумами и чатами. Популярные сервисы:
Основные возможности применения в практике библиотек:
Советы:
Примеры использования:
ВИКИ В БИБЛИОТЕКАХ
Вики (англ. wiki) — веб-сайт, структуру и содержимое которого пользователи могут самостоятельно изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом. Форматирование текста и вставка различных объектов в текст производится с использованием вики-разметки.Популярные:
Основные возможности применения в практике библиотек:
ПОТОКОВОЕ МУЛЬТИМЕДИА В БИБЛИОТЕКАХ
Потоковое мультимедиа (от.англ. streammedia) — это мультимедиа, которое непрерывно получается пользователем от провайдера потокового вещания. Это понятие применимо как к информации, распространяемой через телекоммуникации, так и к информации, которая изначально распространялась посредством потокового вещания (например, радио, телевидение) или непотоковой (например, книги, видеокассеты, аудио CD).Популярные сервисы:
Примеры использования:
ГЛОССАРИЙ
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ ПО ТЕМЕ WEB 2.0.
БИБЛИОТЕКА 2.0: МНЕНИЯ, СУЖДЕНИЯ, ФРАЗЫ
Библиотека 2.0 - разрушительна.Библиотека 2.0 - это путь к улучшению обслуживания. Библиотека 2.0 стремится к устранению сервисов, обслуживающих незначительные или небольшие группы пользователей. Библиотека 2.0 означает отсутствие стабильной системы "продукт-качество". Библиотека 2.0 не имеет отношения к замене 1.0 технологий. Библиотека 2.0 заменит существующие библиотечные сервисы. Библиотека 2.0 предполагает введение дополнительных видов деятельности, что многих пугает. Библиотека 2.0 революционна. Библиотека 2.0 заключается в улучшении существующих услуг, а не в революции. Библиотека 2.0 - это не только технологии. Библиотека 2.0 - это исключительно технологии. Библиотека 2.0 - это образ мыслей и действий. Библиотека 2.0 - это вопрос выживания. Библиотека 2.0 должна обсуждаться в вашей библиотеке. Библиотека 2.0 - это новое название для идей, уже давно обсуждавшихся библиотечным сообществом. Библиотека 2.0 - это неверная идея, высказанная в неверное время. Библиотека 2.0 не обязательно должна быть востребована или реализована во всех библиотеках и сообществах. Библиотека 2.0 - слишком масштабна для реальных библиотек. Библиотека 2.0 - это смена парадигм, влияющая на все аспекты деятельности библиотеки. Библиотека 2.0 требует постоянных изменений. Библиотека 2.0 не должна иметь точного и унифицированного определения. Библиотека 2.0 это рок концерты и компьютерные игры в библиотеках. Библиотека 2.0 - все, что противоречит традиционному подходу в библиотечном обслуживании. Библиотека 2.0 не представляет собой ничего такого, чем бы библиотеки уже не занимались десятилетиями. Библиотека 2.0 - более интенсивный способ предоставления уже имеющихся в библиотеке ресурсов. Библиотека 2.0 - это, в первую очередь, попытка привлечь тех, кто по разным причинам, не пользуется услугами библиотеки. Библиотека 2.0 - это просто популярная фраза. |
Отличный материал! Спасибо!
ВідповістиВидалитиЗдравствуйте! Спасибо за ссылки на блог и твиттер Красноярской ГУНБ. Заходите в гости :)
ВідповістиВидалитиСпасибо за приглашение, обязательно буду заходить. Очень приятно.
ВідповістиВидалитиОчень интересно, полезно, структурировано. Классно!!
ВідповістиВидалитиСпасибо, очень познавательно и понятно
ВідповістиВидалитиI really like this is unequivocally goliath for everyone clearly for me. I had such shocking issues about downloading videos from Facebook and YouTube and other social stages. Online Fb video downloader is an improvement through that all comes up short key and these are thoroughly free which would all have the decision to use with thinking about everything, no issue.
ВідповістиВидалитиvideo downloader for facebook chrome