Константин Мильчин о том, как отличать правду от пропаганды
Уже четвертый месяц вместо того, чтобы работать, делать детей, пить пиво, копать огород или строить космические корабли, мы денно и нощно перепощиваем чудовищный бред, который гуляет по интернету. Давайте не засорять свой мозг и коллективную френдленту заведомой глупостью, ложью и слепленной тяп-ляп пропагандой. Вот список элементарных правил интеллектуальной гигиены.
1. 99% того, что вы перепощиваете, бред. Хуже того. Это плохо слепленная пропаганда, которая направлена на стравливание русских и украинцев, на разжигание ненависти, на разрушение семей, прерывание беременностей на нервной почве, на потерю аппетита, сна и полового влечения.
2. 100% того, что сообщают российские телеканалы, бред. Украинские телеканалы ничем не лучше. И те и другие занимаются пропагандой. У российских телеканалов просто больше денег и возможностей.
3. Давайте хотя бы иногда читать внимательно статьи. Если сайт ссылается сам на себя, а это нормально для многих украинских сайтов, — перед нами бред и дезинформация. Запомните эти слова: «хунта», «ватники», «бандеровцы», «террористы», «фашисты», «колорады», «укропы», «путиноиды». Если на сайте всерьез используются эти слова, значит, перед нами источник, даже не пытающийся претендовать на объективность. Чем больше истерики, тем больше лжи. СМИ или блоги, хоть как-то пытающиеся соблюдать объективность, воздерживаются от ярлыков.
4. Вы видите страшную картинку или информацию, которая вас потрясла? Будьте уверены, это бред. И чем больше ее сенсационность, кошмарность и ужасность, тем больше шансов что она бред.
5. Правительственное или армейское заявление без ссылки на правительственный сайт или хотя бы подлинный твиттер-аккаунт политика или ведомства — ложь и провокация. 90% фотографий и роликов, которые ходят по фейсбуку и подаются как инсайд с места событий, сделаны не там, не тогда, не теми. Количество ляпов как в российских, так и в украинских СМИ зашкаливает.
Буквально на днях по интернету ходил ролик, на котором в небе горел подбитый украинский вертолет. Вскоре выяснилось, что это видео из Сирии двухлетней давности, на нем вертолет правительственных сил, который сбили повстанцы. Кто-то аккуратно убрал аудиодорожку с криками «Аллах акбар!» и наклеил сверху заголовок с новой датой. Чья заботливая рука это сделала? Русского пропагандиста, желающего продемонстрировать, как круто воюют донецкие бойцы, украинца, желающего показать всему миру, какие звери эти русские? Тайна сия велика.
В информационной войне любой ролик может иметь двойное действие, на обе стороны.
6. Не верьте любым числам потерь больше 50. Это не Сталинград, когда шли в бой целые армии. Воюют небольшие отряды, как с той, так и с другой стороны. 50 человек для такой войны — огромная цифра. Конечно, теоретически такие потери могут быть, но чаще всего это просто бравые рапорты, не имеющие никакого отношения к реальности. Да еще и написанные за сотни километров от линии противостояния.
Цифры свыше 100 человек вообще не стоит принимать во внимание. Вот вы читаете и слышите про разнообразные «сотни»? Не обманывайте себя, сотня по-русски — это вообще рота. Просто так ее называют украинцы и казаки. В идеале рота действительно около 100 человек. В реальности — сколько соберут.
И еще: потери противника завышают все. Но самое интересное, что свои потери тоже многие завышают. Большие потери — это еще и возможность получить от начальства или спонсора подкрепление людьми и оружием.
7. Помимо СМИ есть еще очевидцы. Если вы нашли интересную информацию в соцсетях, то почитайте внимательно аккаунт человека. Как давно он создан, о чем и как писал раньше, есть ли у вас общие знакомые, какова интонация. Если там много истерики, чужих снимков и геополитических рассуждений, то, значит, все, что он пишет, бред и ложь. Но и очевидцам нельзя до конца верить. Во-первых, они видят лишь свой кусок общей картины. Во-вторых, наш мозг устроен так, что мы склонны дополнять и даже заменять личные впечатления чужими.
Если очевидец вдруг начинает почти дословно повторять то, что вы уже читали в других источниках, значит, он, скорее всего, этого не видел. Причем человек может быть вполне искренним, это все уловки нашего сознания.
9. На самом деле мало кто понимает, что там в реальности происходит. Или почти никто.
10. Хотите понять, что сейчас происходит на востоке Украины? Ну хотя бы приблизительно? Вот вам мое ноу-хау.
Если в двух источниках, которые находятся явно по разные стороны баррикад, указана одна и та же информация, значит, описываемое событие действительно имело место быть.
1. 99% того, что вы перепощиваете, бред. Хуже того. Это плохо слепленная пропаганда, которая направлена на стравливание русских и украинцев, на разжигание ненависти, на разрушение семей, прерывание беременностей на нервной почве, на потерю аппетита, сна и полового влечения.
2. 100% того, что сообщают российские телеканалы, бред. Украинские телеканалы ничем не лучше. И те и другие занимаются пропагандой. У российских телеканалов просто больше денег и возможностей.
3. Давайте хотя бы иногда читать внимательно статьи. Если сайт ссылается сам на себя, а это нормально для многих украинских сайтов, — перед нами бред и дезинформация. Запомните эти слова: «хунта», «ватники», «бандеровцы», «террористы», «фашисты», «колорады», «укропы», «путиноиды». Если на сайте всерьез используются эти слова, значит, перед нами источник, даже не пытающийся претендовать на объективность. Чем больше истерики, тем больше лжи. СМИ или блоги, хоть как-то пытающиеся соблюдать объективность, воздерживаются от ярлыков.
4. Вы видите страшную картинку или информацию, которая вас потрясла? Будьте уверены, это бред. И чем больше ее сенсационность, кошмарность и ужасность, тем больше шансов что она бред.
5. Правительственное или армейское заявление без ссылки на правительственный сайт или хотя бы подлинный твиттер-аккаунт политика или ведомства — ложь и провокация. 90% фотографий и роликов, которые ходят по фейсбуку и подаются как инсайд с места событий, сделаны не там, не тогда, не теми. Количество ляпов как в российских, так и в украинских СМИ зашкаливает.
Буквально на днях по интернету ходил ролик, на котором в небе горел подбитый украинский вертолет. Вскоре выяснилось, что это видео из Сирии двухлетней давности, на нем вертолет правительственных сил, который сбили повстанцы. Кто-то аккуратно убрал аудиодорожку с криками «Аллах акбар!» и наклеил сверху заголовок с новой датой. Чья заботливая рука это сделала? Русского пропагандиста, желающего продемонстрировать, как круто воюют донецкие бойцы, украинца, желающего показать всему миру, какие звери эти русские? Тайна сия велика.
В информационной войне любой ролик может иметь двойное действие, на обе стороны.
6. Не верьте любым числам потерь больше 50. Это не Сталинград, когда шли в бой целые армии. Воюют небольшие отряды, как с той, так и с другой стороны. 50 человек для такой войны — огромная цифра. Конечно, теоретически такие потери могут быть, но чаще всего это просто бравые рапорты, не имеющие никакого отношения к реальности. Да еще и написанные за сотни километров от линии противостояния.
Цифры свыше 100 человек вообще не стоит принимать во внимание. Вот вы читаете и слышите про разнообразные «сотни»? Не обманывайте себя, сотня по-русски — это вообще рота. Просто так ее называют украинцы и казаки. В идеале рота действительно около 100 человек. В реальности — сколько соберут.
И еще: потери противника завышают все. Но самое интересное, что свои потери тоже многие завышают. Большие потери — это еще и возможность получить от начальства или спонсора подкрепление людьми и оружием.
7. Помимо СМИ есть еще очевидцы. Если вы нашли интересную информацию в соцсетях, то почитайте внимательно аккаунт человека. Как давно он создан, о чем и как писал раньше, есть ли у вас общие знакомые, какова интонация. Если там много истерики, чужих снимков и геополитических рассуждений, то, значит, все, что он пишет, бред и ложь. Но и очевидцам нельзя до конца верить. Во-первых, они видят лишь свой кусок общей картины. Во-вторых, наш мозг устроен так, что мы склонны дополнять и даже заменять личные впечатления чужими.
Если очевидец вдруг начинает почти дословно повторять то, что вы уже читали в других источниках, значит, он, скорее всего, этого не видел. Причем человек может быть вполне искренним, это все уловки нашего сознания.
9. На самом деле мало кто понимает, что там в реальности происходит. Или почти никто.
10. Хотите понять, что сейчас происходит на востоке Украины? Ну хотя бы приблизительно? Вот вам мое ноу-хау.
Если в двух источниках, которые находятся явно по разные стороны баррикад, указана одна и та же информация, значит, описываемое событие действительно имело место быть.
Коллеги! Принимайте блогерскую награду – Liebster Blog Award. Это награда, которая дается блогером другому блогеру за проведенную работу в блоге. Подробности в блоге «Vivat Library»: http://cbslibrary5.blogspot.com/2014/06/blog-post_17.html
ВідповістиВидалитиПоздравляем с наградой! Успехов и признания читателей и коллег! С уважением, коллектив библиотеки-филиала №5 г. Бердянска