понеділок, 24 березня 2014 р.

Технологии Web 2.0 в библиотеках. Социальные сети, микроблоги, блоги. вики, rss, потоковое мультимедиа в библиотеках

Предлагаю вам  рекомендации из методической копилки Луганской областной универсальной научной библиотека им. М.Горького: "Технологии Web 2.0 в библиотеках". Социальные сети, микроблоги, мгновенные сообщения, rss, потоковое мультимедиа в библиотеках.Основные возможности, практические советы, примеры использования, полезные материалы.

"Технологии Web 2.0 в библиотеках"


Луганская областная универсальная научная библиотека им. М.Горького
Отдел научного анализа и развития библиотек
Региональный тренинговый центр
Луганское областное отделение Украинской библиотечной ассоциации

ТЕХНОЛОГИИ WEB 2.0
В БИБЛИОТЕКАХ
Рекомендации,
полезная информация
ссылки

           Рекомендации подготовлены по материалам сети Интернет и библиотечной блогосферы и рассчитаны на профессионалов и пользователей библиотек, студентов и преподавателей библиотечных отделений вузов.
В условиях быстрого развития информационных технологий, появления электронного правительства, а также повышающимся уровнем компьютеризации библиотек всё более актуальным становится применение ими в своей практике технологий Web 2.0. 
      Данные рекомендации призваны помочь библиотекарям в освоении и правильном применении технологий Web 2.0.

           Перед началом использования данных технологий в библиотеке необходимо чётко понимать, что для этого потребуется как дополнительное время, так и усилия. Поэтому введение их в практику библиотеки должно сопровождаться либо введением соответствующих обязанностей в должностную инструкцию, либо самостоятельной инициативой сотрудников.

понеділок, 17 березня 2014 р.

23 инструмента для исследований. 23 Things for Research. Программы университетских библиотек по развитию цифровых навыков.

Рекомендую всем, кто интересуется вопросами цифровой грамотности в  вузе;  библиотекарям, активно  изучающим интернет-сервисы и инструменты,  и участникам курса "Куратор контента 2". 
Библиотека Университета г. Мельбурн, Австралия,(филиалы библиотеки, расположенные в 12 кампусах, ежегодно посещают более 3 миллионов человек, а сайт более 1 500 000 за год)  рекламирует онлайн программу обучения цифровым инструментам 23 Research Things для студентов, сотрудников университета и аспирантов.  Дословно "23 научно-исследовательских вещи. Цифровые инструменты для ваших исследований". Слово "вещи",  в данном контексте,  звучит на русском языке коряво, (не судите строго, перевожу с Гуглом :)), возможно лучше бы звучало  "23  цифровых инструмента для исследований", но инструментов рассматривается гораздо больше.

пʼятниця, 14 березня 2014 р.

Бесплатный сервисThingLink. Как создать активные фотографии. Видеоурок.

Бесплатный сервис ThingLink.
Этот сервис позволяет оживлять статические картинки с помощью добавления маркеров с интерактивной информацией − ссылками, видео, аудио и другими картинками. Каждая картинка или фотография содержит в себе историю, и сервис Thinglink помогает пользователям рассказывать свои истории.
Примеров использования сервиса множество: это интерактивные коллажи и карты, аннотации к графикам и иллюстрациям, пояснения к фото, чистая инфографика на выбранном фоне. В общем, все зависит от вашей фантазии и потребностей.

четвер, 13 березня 2014 р.

"Создание библиотечного канала You Tube" материалы вебинара в рамках проекта "Классика в неформате"


13 марта 2014 г.  состоялся вебинар "Создание библиотечного канала на You Tube". Огромное спасибо ведущей Светлане Гиндеберя (Новосибирская область), которая  осветила вопросы оформления и настройки канала, разъяснила механизм создания плейлистов и работы с видеоредактором. Обучающие видеоролики. подготовленные спикером, очень украсили виртуальную встречу и наглядно представили пошаговую инструкцию по работе с каналом. 
Обратите внимание на эти ролики (ссылки даны внизу) - их можно применять в работе, проводя обучающие занятия с вашими коллективами!
В вебинаре приняло участие более 50 человек из Московской, Новосибирской, Нижегородской, Астраханской, Воронежской, Свердловской, Тамбовской и др. областей России.

Материалы вебинара:
Посмотреть запись вебинара
Дополнительные материалы по теме вебинара, а также тезисы выступления можно посмотреть на страничке вебинара в Викисибириаде

Обучающие видеоролики по теме вебинара:

вівторок, 11 березня 2014 р.

Библиотрансформер. Методика создания и использования

Людмила Лоневская Просто библиоблог
опубликовала в своем блоге очень полезную и интересную статью: Интересный опыт по библиографии: Библиотрансформеры
В статье рассматривается:


  • Что такое библиотрансформер;
  • Из каких модулей состоит библиотрансформер;
  • Методика создания и структура фактографической части Досье, как основы библиотрансформера;
  • Для чего может быть использован библиотрансформер.

середа, 5 березня 2014 р.

Как проверить достоверность информации в Интернете?

В продолжение предыдущей публикации
     В статье рассматриваются:
  • Примеры недостоверной информации
  • Методы проверки информации, представленной в сети интернет 
  • Доказательства достоверности информации
  • Вопросы обучения современных подростков работе с информацией
  • План анализа информационных сообщений
    Cкачать статью в .pdf

     
Автор. Якушина Екатерина Викторовна
К.п.н, старший научный сотрудник 
лаборатории медиаобразования ИСМО РАО
     Несмотря на неоспоримые положительные моменты, информация в Интернете малодостоверна и хаотична, обоснование различных утверждений может быть некорректным, интерпретация фактов искаженной. Она, во многих случаях, представляет собой продукт индустрии сознания, деятельность которой направлена на манипулирование потребителями информации с политическими, экономическими или другими целями. Поэтому нельзя слепо доверять информации, полученной из всемирной сети. Прежде всего, необходимо научиться осуществлять контроль достоверности.

вівторок, 4 березня 2014 р.

Критерии качественной информации.

  Автор Игорь Солодов

Качественная информация соответствует всем критериям на картинке. Если НЕ выполняется один из критериев — это или «слух» или «деза» или «утка» или «провокация» или «шутка» или «что-угодно только НЕ качественная информация». И ее важно перепроверять. Подробнее про критерии…

Источник (*3)


Качественной информацией называются данные, которые могут быть подтверждены из минимум трех независимых источников. Три разных ТВ канала России – считается как один. Три разных ТВ канала разных стран уже лучше, при этом лучше ТВ, твиттер, телефон. Если этот критерий НЕ выполняется — это или «слух» или «деза» или «утка» или «провокация» или «шутка» или «что-угодно только НЕ качественная информация». И ее важно перепроверять.

Измеримость

Качественной информацией называются данные, которые можно измерить. Примеры НЕкачественной информации «банда бандеровцев заняла обл. администрацию» или «Россия ввела войска в Украину». НЕ ясно, кого журналист считает «бандеровцами» или «войсками», НЕ ясно их количество (это 2, 3, 10, … ?); НЕ ясно что значит «заняла»/ «ввела» (какие-то люди зашли в столовую поесть/ сходить в туалет / передать требование). Если этот критерий НЕ выполняется — это или «слух» или «деза» или «утка» или «провокация» или «шутка» или «что-угодно только НЕ качественная информация». И ее важно перепроверять.

Достоверность

Качественной информацией называются данные, которые получены из источника, который как минимум трижды сообщал корректные сведения и которые со временем действительно подтверждались. Я в большей степени могу доверять конкретным лицам, которых я лично знаю (любой человек искажает информацию – игра «испорченный телефон»). Я практически НЕ доверяю журналистам (мало того, что они люди, которые по умолчанию искажают информацию, — они к тому же выполняют заказ редакции/других органов). Я практически НЕ доверяю друзьям по соц. сетям, если я НЕ знаком с ними лично длительное время. Если я до этого времени никак не мог проверить качество источника, мое требование к критерию №1 вырастает. Мне нужно найти 6, 9, 12 независимых друг от друга каналов информации. Если этот критерий НЕ выполняется — это или «слух» или «деза» или «утка» или «провокация» или «шутка» или «что-угодно только НЕ качественная информация». И ее важно перепроверять.

Полнота

Качественной информацией называются данные, которые представлены в полной мере. Если в сюжете, разговоре представлена только одна позиция или сторона – это Некачественная информация по своей полноте. Часто это идет в форме обобщения с использованием слов «все», «всегда», «никто», «каждый». Пример НЕкачественной информации «Весь Юго-Восток Украины за Россию». Этого НЕ может быть, так как в этом регионе, как и в любом другом, обязательно будут как минимум такие позиции «Категорически за», «Категорически против», «Не знаю», «В принципе за», «Думаю, что нет», «Я за себя», «А можно подумать». Если этот критерий НЕ выполняется — это или «слух» или «деза» или «утка» или «провокация» или «шутка» или «что-угодно только НЕ качественная информация». И ее важно перепроверять.

Своевременность

Качественной информацией называются данные, которые сообщены в режиме реального времени. Пример НЕкачественной информации «Майдану нужны такие-то медикаменты» (НЕ указано время, что приводило к тому, что одно и то же сообщение расшаривалось еще несколько дней после того, как все медикаменты были куплены). Если этот критерий НЕ выполняется — это или «слух» или «деза» или «утка» или «провокация» или «шутка» или «что-угодно только НЕ качественная информация». И ее важно перепроверять.

субота, 1 березня 2014 р.

Пропозиції бібліотекарів освітніх закладів Міністру освіти і науки України.

Текст Л. А. Поперечної, головного редактора журналу «Шкільний бібліотечно-інформаційний центр», голова Славутицької асоціації шкільних бібліотекарів,відмінника освіти України
Можна прибрати слова шкільної та загальноосвітньої, а залишити навчальних закладів, погоджуюсь з кожним рядком.
27 лютого 2014 року Верховна Рада України призначила Міністром освіти і науки України Сергія Квіта. Працівники освітянських бібліотек покладають великі надії на позитивні системні зміни, зокрема й у підходах до формування державної політики реформування бібліотечних установ освітянської галузі.

У сфері впливу Міністерства освіти і науки України перебуває значна кількість бібліотек: загальноосвітніх, позашкільних, професійно-технічних навчальних закладів, вищих навчальних закладів І–ІІ та ІІІ–ІV р. а. Однак в Україні відсутня будь-яка офіційна та достовірна інформація щодо їх кількості, умов функціонування, кадрового та інформаційного потенціалу, а також їхніх потреб. Це свідчення того, що впродовж багатьох попередніх років Міністерство освіти і науки України фактично ігнорувало вимоги ст. 24 Закону України «Про бібліотеки і бібліотечну справу» щодо державного керівництва підвідомчими йому бібліотеками.

З огляду на означене вище бібліотекарі освітянських бібліотек вносять на розгляд Міністра освіти і науки України Сергія Квіта такі пропозиції:

1. Переглянути державні освітні стандарти з метою внесення змін, що стосуються формування медіа- та інформаційної грамотності учнів.

2. Унести зміни до Закону «Про загальну середню освіту» щодо вимог до бібліотечно-інформаційного та ресурсного забезпечення освіти різних рівнів, статусу шкільної бібліотеки та бібліотечних працівників, які в них працюють.

3. Ужити заходів щодо актуалізації бібліотечно-бібліографічного напряму позашкільної освіти, передбаченого Законом України «Про позашкільну освіту», надати бібліотекам освітніх установ право реалізації навчальних програм із медіа- та інформаційно-бібліотечної грамотності, культури читання.

4. Сформувати в складі Міністерства освіти і науки України структурний підрозділ для забезпечення державної підтримки освітянських, зокрема шкільних, бібліотек; запровадити систему статистичної звітності бібліотек загальноосвітніх, позашкільних і професійно-технічних навчальних закладів, вищих навчальних закладів І–ІІ та ІІІ–ІV р. а.; з метою забезпечення реального впливу на формування Міністерством освіти і науки України політики у сфері бібліотечної справи сприяти створенню при Міністерстві громадської ради освітянських бібліотек.

5. Здійснити моніторинг реального стану функціонування бібліотек загальноосвітніх навчальних закладів, за його результатами розробити програму заходів із модернізації цих бібліотек відповідно до потреб сучасної школи з інформаційно-ресурсного забезпечення навчально-виховного процесу.

6. Забезпечити фінансування витрат на поповнення фондів шкільних бібліотек, окрім підручників, художньою літературою, літературою для додаткового читання, електронними та періодичними виданнями.

7. Напрацювати нові підходи до системи підручникотворення, надання грифів, управління бібліотечними фондами навчальної літератури, що видаються за кошти державного бюджету: формування замовлення, централізованого обліку (електронного) і використання.

8. Урегулювати, відповідно до міжнародних стандартів, порядок використання у навчально-виховному процесі навчальних видань, знявши необґрунтовані обмеження.

 Ваше мнение коллеги? Библиотеки вузов 1-2 уровня аккредитации  совсем заброшены. Такое впечатление, что в министерстве никто ничего не читает и не обращает внимания. Никто не учитывает, что в колледжах сочетается программа старших классов школы и первых курсов вузов. 
Элементарный пример, недавняя "ІНСТРУКЦІЯ про порядок комплектування та облік підручників і навчальних посібників у бібліотечних фондах загальноосвітніх, професійно-технічних навчальних закладів та вищих навчальних закладів І-ІІ рівнів акредитації" П.8 "Перед початком навчального року бібліотекар видає підручники і навчальні посібники класним керівникам ..... вищих навчальних закладів І-ІІ рівнів акредитації під їх особистий підпис". Наше методобъединение по пунктам расписало в обсуждении инструкции индивидуальный учет и особенности выдачи. Ничего не учли. Представьте себе в любом вузе выдачу учебников на куратора группы. :(((((  В нашей библиотеке ИРБИС установлен, планирую штрих-кодирование и электронную выдачу, а они добавляют групповой учет и формы карточек, отдельной книги учета и т.д., такое впечатление, что люди застряли  даже не в прошлом, а в позапрошлом веке. 

Перевод на русский язык.
Текст Л. А. Поперечной, главного редактора журнала «Школьный библиотечно- информационный центр», председателя  ассоциации школьных библиотекарей г. Славутича, отличника образования Украины
Можно убрать слова школьной и общеобразовательной, а оставить учебных заведений, согласна с каждой строкой .
27 февраля 2014 Верховная Рада Украины назначила Министром образования и науки Украины Сергей Квита . Работники образовательных библиотек возлагают большие надежды на положительные системные изменения, в том числе и в подходах к формированию государственной политики реформирования библиотечных учреждений сферы образования .
В сфере влияния Министерства образования и науки Украины находится значительное количество библиотек: общеобразовательных, внешкольных, профессионально-технических учебных заведений, высших учебных заведений I-II и III-IV у. а . Однако в Украине отсутствует какая-либо официальная и достоверная информация относительно их количества, условий функционирования, кадрового и информационного потенциала, а также их потребностей . Это свидетельство того, что на протяжении многих предыдущих лет Министерство образования и науки Украины фактически игнорировало требования ст. 24 Закона Украины «О библиотеках и библиотечном деле» относительно государственного руководства подведомственными ему библиотеками.
Учитывая отмеченное выше, библиотекари образовательных библиотек вносят на рассмотрение Министра образования и науки Украины Сергея Квита такие предложения:
1. Пересмотреть государственные образовательные стандарты с целью внесения изменений, касающихся формирования медиа- и информационной грамотности учащихся .
2. Внести изменения в Закон « Об общем среднем образовании» относительно требований к библиотечно - информационному и ресурсному обеспечению образования различных уровней статуса школьной библиотеки и библиотечных работников, которые в них работают .
3.Принять меры по актуализации библиотечно - библиографического направления внешкольного образования , предусмотренного Законом Украины « О внешкольном образовании», предоставить библиотекам образовательных учреждений право реализации учебных программ по медиа- и информационно - библиотечной грамотности , культуры чтения.
4.Сформировать в составе Министерства образования и науки Украины структурное подразделение для обеспечения государственной поддержки образовательных, в частности школьных библиотек; внедрить систему статистической отчетности библиотек общеобразовательных, внешкольных и профессионально-технических учебных заведений , высших учебных заведений I-II и III-IV уровней аккредитации, с целью обеспечения реального влияния на формирование Министерством образования и науки Украины политики в сфере библиотечного дела, способствовать созданию при Министерстве общественного совета образовательных библиотек.
5.Осуществить мониторинг реального состояния функционирования библиотек общеобразовательных учебных заведений , по его результатам разработать программу мероприятий по модернизации этих библиотек в соответствии с потребностями современной школы  с информационно - ресурсным  обеспечением учебно - воспитательного процесса . 
6.Обеспечить финансирование расходов на пополнение фондов школьных библиотек , кроме учебников, художественной литературой, литературой для дополнительного чтения, электронными и периодическими изданиями.
7.Наработать новые подходы к системе учебников,  предоставления грифов, управлению библиотечными фондами учебной литературы, издаваемой за средства государственного бюджета: формирование заказа, централизованного учета ( электронного ) и использования.
8.Урегулировать в соответствии с международными стандартами , порядок использования в учебно - воспитательном процессе учебных изданий , сняв необоснованные ограничения.