понеділок, 14 березня 2016 р.

Да кто сейчас захочет быть библиотекарем? Знаете что, а я попробую. Аноним

 Оригинал статьи здесь theguardian

Надо мной смеются мои друзья, но профессиональная подготовка библиотекаря, это что-то вроде призвания как стать священником, только офис потеплее.

Единственный недостаток это пренебрежение со стороны друзей и семьи. Мужчина хочет получить степень, чтобы быть кем?

Remy Cordonnier, librarian in the northern town of Saint-Omer, near Calais carefully shows an example of a valuable Shakespeare “First Folio”, a collection of some of his plays, dating from 1623.


Да кто сейчас захочет быть библиотекарем? спросил анонимный государственный служащий в Национальный День Библиотек, видя перед собой кладбище погибших библиотек и старые информационные службы, заполненные добровольцами. Справедливый вопрос, на который я отвечу: «Знаете что, а я попробую».

Я учусь, чтобы стать профессиональным библиотекарем, только что закончил лекцию по «семантике веб-онтологий» и «связанным данным», и обалдевший сидел перед «десятичным ассемблером Дьюи» понятия не имея, на что я смотрю. Курс сложный, требующий усилий – трехгодичная программа магистратуры, которая отгрызает такие куски от моей зарплаты, что хочется плакать. И зачем я это с собой делаю? 

Факт в том, что я не могу это не делать. Это что-то вроде призвания – как стать священником, только офис потеплее. Я не могу стоять в стороне и позволить публичным библиотекам пойти ко дну. И не буду.

Забудьте все о том, что чтение это удовольствие, забудьте о том, что у детей должен быть неограниченный доступ к книгам, отбросьте аргументы о том, что библиотека - это спасение для тех, кому повезло меньше – они пролетают мимо ушей. Вам просто стоит взглянуть на комментарии под статьями на профессиональную библиотечную тематику, чтобы собрать общий ответ: Е-книги и ридеры, интернет обеспечивает информационные потребности, и т. д. И как только мы говорим о том, что библиотеки это центр сообщества – кто-нибудь отмахивается старым классическим «но, тем не менее, большинство ими не пользуется». 

Для меня все сводится к одному важному пункту: интернет это неглубокое (но очень обширное) поверхностное изложение второстепенной, часто излишне самоуверенной информации, опирающейся на скалу предметных знаний, которых либо нет в интернете, либо за которые нужно заплатить, либо они слишком дорогие, чтобы их купить. Публичные библиотеки предоставляют равноправный доступ ко всем этим материалам. Избавьтесь от них и ваша информация станет по капле выжиматься через фильтры Гугл (если у вас есть доступ к нему). 

Как библиотекарю, моей работой будет убедиться, что эти мосты не сгорят, и что их хорошо содержат и четко маркируют, расставляя по дороге очаровательно эффективные пунктирные указатели. 

Не поймите меня неправильно, я люблю интернет: его возможность ориентироваться в просторах информации - это чудо нашего времени. Но он настолько хаотичен и чужд, как и реальный мир. Это не безопасное место – вы просто сидите и пялитесь в экран. Публичная библиотека – любая библиотека, в действительности нечто большее. 

Кроме того, библиотеки хороши для детей и тех кому меньше повезло. Я знаю, однажды я сам был таким никому не нужным неудачником. Когда мне было 18, я внезапно потерял свой дом, меня заставили собрать свои вещи в среду, перед тем как сменить замки в четверг. Моя семья разъехалась, и я испытал сбивающую с толку бездомность и денежное забвение. Во всем этом хаосе моя библиотека оказалась очень кстати, с бесплатным интернетом, книгами, опытными сотрудниками, системой указателей. 

Когда через несколько лет я вернулся в библиотеку, в то время как я работал на агентство, выполняя ужасную неквалифицированную работу на складах. Мне нужно было поддержать свой дух, и вот он я опять, просматриваю книги. Когда я оглядываюсь назад - вижу, как часто я опирался на ту или другую библиотеку, мне становится интересно, где бы я оказался без них. Теперь я работаю в одной из них и она обеспечивает мне крышу над головой. Библиотеки были для меня безопасной зоной, отчасти эмоциональным и интеллектуальным эпицентром последние 15 лет. 

Каждый день я помогаю людям и размышляю, что бы они без нас делали. Библиотеки это необходимая служба. Я знаю это потому, что большинство людей которым я помогаю никогда не благодарили меня или моих коллег, или даже не признавали нас. Почему? Потому что им не нужно. Забавная вещь с нужными службами – их воспринимают как должное. Успешный день в библиотеке - это такой, когда люди жалуются, также как они делали бы в любой другой местной службе. Wi-Fi плохой; мало академических текстов; слишком холодно; слишком шумно; я не знаю свой пароль от почты; почему у вас нет этой книги? Я это обожаю. Жалобы и стоны, все, что вам по душе – это ваше библиотечное обслуживание. Все для вас: возьмите, владейте, используйте. Я ваш библиотекарь, это ваша публичная библиотека, а это отличительные особенности общественного обслуживания. 

Единственный недостаток, который я нахожу — это (иногда) доброжелательное пренебрежение, в частности, моих друзей и семьи. Мужчина из рабочей среды хочет получить степень, чтобы быть кем? Иногда они просто смеются. Я, конечно, пытаюсь им объяснить, но это сложно сделать, когда я сам с трудом понимаю свою профессию. Для них работать в библиотеке, это как работать в благотворительном магазине: благое дело, но не совсем реальная работа. Мой парикмахер даже удивился, что мне за это платят. Я не уверен как библиотеки увязли в этих стереотипах: все-таки Казанова был библиотекарем (привычный плач защищающегося информационного профессионала).

Но это нормально: платят лучше, чем в Pizza Hut, и нет другой профессии, кем я бы хотел стать. Я вошел в библиотеку маленьким ребенком и попал в мир гораздо больший, чем что-либо, что я мог себе представить. 

Эта серия статей в theguardian, цель которой - дать право голоса сотрудникам государственных организаций, по которым бьют растущие сокращения и требования,  на которые часто клевещет пресса, политики и общественность. Перевод: Екатерина Кудрявцева

Немає коментарів:

Дописати коментар